Enter

О дорогах, правилах вождения и общественном транспорте…

Nadeika| 04 Aug 2010| 0 comments | Blog

О дорогах, правилах вождения и общественном транспорте…

 

Ну раз я начала рассуждать об определении уровня развития нации по состоянию дорог, то расскажу теперь немного о дорогах.

Алматы и Урумчи находятся в одном климатическом поясе и даже приблизительно в одной широте. И тут и там есть горы, а температура существенно колеблется летом и зимой. Из всего этого можно сделать вывод, что состояние дорожного полотна (асфальта в простонародье) должно быть примерно одинаковым.
Однако это совсем не так. В то время, как каждую весну автомобилисты в Алмате вынуждены убивать подвески своих четырехколесных любимцев в образовавшихся за зиму ямах и выбоинах, здесь пока не наблюдалось ни одной дырки в асфальте. Да и строительных работ на дорогах я пока не замечала. Может, стоит нам, казахам, перенять передовой опыт наших братьев китайцев?..В Урумчи большое количество развязок, а дороги широкие, в 3 или 4 полосы (не спонтанно образующихся постоянно стремящимися обогнать друг-друга водителями, а обозначенных, как положено). Кончено же, это центральные проспекты. Маленькие улочки гораздо уже, по 1-2 ряда. Но даже на них асфальт ровный, а разметки есть везде.
Машин здесь очень много (под стать и количеству людей), хотя больших пробок, как в Алмате, я не наблюдала. Разве что только, в час пик, когда все возвращаются домой с работы, можно постоять на перекрестке минуты 3-4. Но поток движется. Сегодня, например, проехали на такси 6 километров и всего около 5 минут стояли в пробках или двигались медленнее 10-15 км/час.Они здесь почти отсутствуют. Почти – это означает, что правило красного и зеленого света существует (правда, не всегда соблюдается).
А вот сплошная полоса здесь пересекается кем угодно и когда угодно! Но существует здесь правило, без которого никто не смог бы ездить по дорогам в Урумчи – кто первый влез, тот и прав, или сунул нос, твое место. Тут тягаются все со всеми, даже маленькие машинки с огромными автобусами. Есть тут и мопеды. Чаще с прицепом сзади. И ездят они почему-то в основном по тротуарам. Мотоциклов пока не видела. Можно среди машин и автобусов встретить и велосипедистов, у которых сзади к велосипеду прицеплена повозка с овощами, фруктами, мусором или какой-нибудь другой снастью.
О том, что пешеход является равноправным участником дорожного движения, тут даже не подозревают! С ними здесь не считаются вообще, ни на светофоре, ни на поворотах, ни на пешеходном переходе. Правила пропускать пешехода, пытающегося перейти дорогу по пешеходному переходу на зеленый свет, здесь нет! Поэтому здесь все занимаются мелкими перебежками, лавируя между машинами или несясь стремглав через дорогу, не обращая внимания на истеричные завывания клаксонов. В первый же день нас чуть не сбил какой-то китайский водитель, когда сворачивая с главной дороги направо, натолкнулся на нас в тот момент когда мы, ничего не подозревая, переходили улицу (в 1 полосу) по зебре на зеленый свет! С тех пор каждый звук клаксона за спиной приводит к истерическому подпрыгиванию и судорожному поиску места, где можно укрыться от проезжающего мимо автомобиля. Теперь я понимаю, почему пешеходы ходят по дорогам, как у себя дома, порой даже не обращая внимания на движение (по крайне мере, так мне показалось сначала). Если ждать и все делать по правилам, то дорогу ты сможешь перейти (если тебе это вообще удастся) не сразу, а минут через 5-7, а то и 10, ожидания, особенно если сломан светофор!Думаю, не сложно догадаться, что сигналят здесь все всем всегда и везде. Машины автобусам, автобусы автобусам или другим машинам, пешеходам, велосипедистам, просто так, на всякий случай, заранее предупреждая. Сегодня была свидетелем сцены, когда на широкой дороге в 2 полосы машина уперлась сзали в такси, которое забирало пассажира. При чем обратила я внимание на него потому, что он долго и занудно давил на сигнал, в то время как левая полоса была совершенно пустая. И вместо того, чтобы просто объехать работающего таксиста, нервный товарищ сидел и брызгал слюной, потому что ему пришлось затормозить и в конечном итоге остановиться. Смешная ситуация, согласитесь?Про такси я уже что-то писала. Ездят здесь специальные красного цвета машины со всеми положенными опознавательными знаками, со счетчиком и такой специальной штукой на крыше 🙂 Есть, конечно, и частники, пытающиеся заработать нелегальным образом, но если их поймает полиция (или какой-то другой орган, контролирующий это дело), то прийдется таким предпринимателям платить большой штраф. Водитель такси отделен от пассажиров решеткой. Только смысла этой решетки я не поняла, потому что можно садиться и на пассажирское сидение рядом с водителем. Но не суть… А вот как у них считается такса за проезд, я так и не поняла, хотя вникала в это дело всю дорогу. На посадке счетчик уже показывает 6 юианей, дальше начинает отсчитывать километраж и время стоянки. Причем, время считается даже тогда, когда машина движется медленнее 10 или 15 км/час. В итоге счетчик по какому-то только ему понятному принципу показывает тебе, что платить нужно десять с половиной юаней 🙂 Не разобрала…

Была пара смешных момнетов с такси. Первый раз пришлось поймать машину в самый первый день приезда. Мы ушли из отеля и долго гуляли по городу. Зашли очень далеко, и сил возвращаться пешком уже не было. Решили взять такси. Несколько машин нам остановилось (как такси, так и частники). Но объясниться с ними нам так и не удалось. Даже тыканье в нос гостиничным ключом-карточкой, на которой прописана большущая буква  S, Sheraton то бишь, не привело ни к какому результату. Китайцы как-то очень интересно произносят это название, чего нам не удавалось воспроизвести. После тщентых попыток объясниться, машины отъезжали пустыми, а мы оставались не соло нахлебавшись. После минут 15 попыток было принято решение запрыгивать в первую же остановившуюся машину, а там уже как получится. Как решили, так и сделали. Запрыгнули, при чем, в частника, и тупо начали показывать пальцем, как ехать – прямо, направо, налево, еще раз прямо. В итоге – 10 минут в пути, 20 июаней и мы на месте! Правда, 20 июаней дядьку очень осчастливили – теперь то я знаю, сколько стоит проехать такой маршрут. Никак не больше 8 🙂 Ну да что взять с нас, глупых туристов.

Во второй раз я уже заранее знала, что прийдется брать такси, поэтому попросила свою китайскую тетушку написать мне на бумажке адрес, куда меня нужно вести. Таски я ловила долго – все ехали занятые, что, скорее всего, объяснялось часом пик и тем, что я находилась в центре города. Подловив, наконец, одно такси, которое удачно высаживало пассажиров прямо перед тем местом, где я стояла, обвешенная сумками и пакетами (это уже про магазинную лихорадку), я смело ломанулась внутрь, а когда уже закрыла дверь, сунула водителю через решетку бумажку с адресом. Он долго ее изучал, и я уже начала было сомневаться, правильно ли там все написано (я-то уже точно не смогу ни показать дорогу, ни рассказать, куда ехать). Но он что-то спросил меня покитайски и, поняв, что ничего внятного от меня не добьется, очень дружелюбно рассмеялся, кивнул, и мы лихо покатили в направлении дома. Только я расслабилась и начала радоваться тому, как я умно придумала написать адрес на бумажке, как он свернул в сторону развязки и покатил в неизвестном мне направлении. Всю дорогу я сидела и пыталась разобрать знакомые мне места – здесь мы проезжали вчера с моим дядюшкой, а тут мы гуляли по магазинам… Но скоро все знакомые места закончились, и меня начала потихоньку накрывать измена… Так я и просидела в напряжении всю дорогу, а в мозгу проигрывались различные варианты развития дальнейших событий – если позвоню тетке, то как я смогу ей объяснить, где я, какой номер у такси; или просто выйду из такси, предварительно поругав таксиста…. Самым разумным, что пришло на ум, было набрать номер ее телефона и передать трубку водителю…. Но все мои мучения и умозаключения продлились не больше 10 минут. Как только машина свернула с очередной развязки в один из спальных райончиков, я тут же узнала родные до боли места. Вот тут уже я выдохнула и расслабилась. Осталось только объяснить таксисту, что мне нужно не на углу, а чуть дальше (вот где пришли на помощь мои навыки общения с продавцами), рассчитаться и мчаться домой ужинать! В итоге – 10 минут мучений, 20 минут езды и 15 июаней (это чуть больше 2 долларов) и я дома.

Покаталась я и на автобусе. Стоит проезд 1 юань. Есть еще электронные проездные, которые нужно подносить к сканеру при входе. Входят все в переднюю дверь, а выходят в заднюю. В час пик народу набивается много, как, впрочем, и везде. Автобусы, кстати, тоже активно участвуют в дорожном движении и подрезают всех, кто попадается им на пути. Остановки объявляют не на всех маршрутах. Хотя, даже если бы объявляли и везде, я бы все равно ничего разобрать не смогла. В некоторый автобусах даже есть телевизор, где крутят всякую рекламу. Ездят они с завидной регулярностью (или, может, именно мне так попадалось). Например, вчера пока стояли на остановке, мимо нас один за другим прошло 4 автобуса с одним и тем же номером…

/Leave a Comment

Copy Protected by Chetan's WP-Copyprotect.